СОБОР ГДОВСКОЙ КРЕПОСТИ

 

Идея возрождения собора в Гдовской крепости родилась в 1988г. по инициативе священника о.Михаила. В городе Гдове, где до революции было 6 церквей, к середине ХХв. не осталось ни одной. Исчезла неординарность города, который был приравнен к среднестатистическому советскому градообразованию.

В 1956г. в Гдовской крепости решением райисполкома полностью снесли руины всех построек, в т.ч. и стены древнего собора Дмитрия Солунского, сохранившихся почти на всю высоту. В крепости  разбили парк отдыха трудящихся с танцплощадкой.

Работа над проектом была начала в 1989г. по заказу церковной общины.

Гдовский собор – это четырехстолпное, кубическое здание с тремя абсидами, с барабаном на двухступенчатых подпружных балках. Западные столбы на высоту 2,5м, круглые, восточные спрямлены для установки иконостаса. В четырех углах между столбами и стенами арки, на которых в с-з и с-в углах устроены палатки, соединенные хорами на деревянных балках в центральном нефе. Вход на хоры по внутристенной лестнице. Барабан с шестью окнами перекрыт куполом. Кровля на 8 скатов по деревянным стропилам. Входы в собор с трех сторон здания. Перед западным входом возведен притвор, над которым располагается двухпролетная звонница.

Барабан завершается главкой луковичной формы. На барабане орнамент из кокошников и валики. Над окнами треугольные «бровки». Плоскости  стен расчленены лопатками с завершением из трехлепестковых и двухлепестковых лопастей. На абсидах орнамент из трех рядов впадин и «валиковые разводы», обходящие вокруг окон.

В период 80-х годов, когда еще сильна была антирелигиозная идеология, идея возрождения храма была воспринята общественностью не однозначно. В тот период в реставрационной практике не существовало понятия церковь, существовало понятие – памятник.

В реставрации существует три направления:

- консервация

- реставрация

- воссоздание

В данном случае речь могла идти только о воссоздании древнерусского храма. Частично собор был обследован и обмерен П.П.Покрышкиным в 1907г., но из-за неоднократных перестроек до революции был полностью уничтожен в 1956г. без исчерпывающего исследования

Для воссоздания разрушенного здания-памятника по реставрационной методике необходимы 3 фактора:

  1. Исчерпывающий исторический материал
  2. Сохранившиеся элементы памятника в натуре
  3. Привлечение большого количества аналогов с анализом их архитектурных форм

Собор Дмитрия Солунского в г.Гдове, построенный в первой половине ХVIв., являлся центром архитектурного ансамбля Гдовского кремля, в который входили, кроме него, Успенская церковь и колокольня. По своему положению, габаритам, художественным достоинствам Дмитриевский собор был значительным архитектурным и градообразующим элементом не только крепости, но и всего города. (Рис.1,2)

I. Исторический и историко-графический материал по собору довольно обширен. В основном это материалы архива ЛОИА АН СССР и других Ленинградских архивов.

В 1906-1907гг. П.П.Покрышкин выполнил обмер древнего ядра храма (Рис.3), сделал его описание, провел фотофиксацию и выполнил графическую реконструкцию собора на ХVIв. Однако некоторые элементы его объемного решения и архитектурного декора  оказались безвозвратно утрачены при возведении более поздних построек.

II. Проведенные под руководством д.и.н. А.Н.Кирпичникова археологические раскопки выявили бутовые фундаменты церкви очень мелкого заложения, прикрытые слоем перекопанной земли, толщиной 0,5м, а в некоторых местах только дерном. (Рис.4,5,6)

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

Основные размеры церкви ХVIв. по расчищенным фундаментам  следующее: max длина – 19,5м, max ширина – 14,5м, толщина стен от 2,5 до 3,2 м.

Основной объем церкви очерчивается квадратом 14,5 х 14,5 м, к которому трехлопастная алтарная часть прибавляет 5м в длину. Выявлены были и основания подкупольных столбов.

III. В своей работе П.П.Покрышкин приводит ряд церквей Псковщины подобных Гдовскому Дмитриевскому собору.

Наиболее близкими из сохранившихся можно считать церковь в с.Доможирка, Петра и Павла с Буя, церковь Успения с Паромья, церковь Богоявления с Запсковья (Псков).

Анализируя все эти памятники можно выявить типичные черты Псковской храмовой архитектурной традиции ХV-ХVI веков:

  • храмы четырехстолпные, трехабсидные, одноглавые;
  • применение при ступенчатых сводах восьмискатного покрытия при повышенных подпружных арках;
  • наружный декор в виде членения стен лопатками, «валиковые разводы», и «бровки» над окнами барабана;
  • небольшие двухпролетные звоницы, воздвигаемые на западной стене притвора.

Весь комплекс древних культовых зданий на территории Гдовского кремля был полностью утрачен, что привело к существенному искажению градообразующей структуры.

Учитывая все вышесказанное говорить о воссоздании памятника с точки зрения методики научной реставрации было неправомерно. В любом случае нельзя воссоздать здание ХVIв. в веке ХХ. Каждое здание было уникальным. Древние зодчие не строили копий. Поэтому при проектировании собора в основу был положен другой подход к этой проблеме.

Если вспомнить давнюю русскую традицию возведения новых храмов на тех же местах, где находились их предшественники, то станет ясным, что в другом месте собор строить нецелесообразно, а, учитывая то, что восстановление объемного сооружения в кремле позволит возвратить Гдову его важнейшую высотную доминанту, строительство собора на старых фундаментах было признано правильным.

Итак, при проектировании предусматривалось не воссоздание древнего памятника, а постройка нового храма, в композиции и архитектуре которого в максимально возможной степени использованы имеющиеся познания о его соименном предшественнике. Такой подход позволил отказаться от буквального копирования тех форм перестроенного храма, которые он имел до полного уничтожения. (Рис.7а, 7б)

Рис.5 Рис.6 Рис.7а Рис.7b

В то же время, поскольку от древнего собора сохранились фундаменты, плановая структура здания воспроизводится достаточно точно.

По материалам П.П.Покрышкина и старым фотографиям с достаточной степенью достоверности воспроизводится общая объемная композиция и конструктивная схема его предшественника. Так же по фотографиям повторяются на фасадах документированные элементы декора.

Для решения многих деталей интерьера, а так же других элементов фасада (как, например, приделы, звонница, крыльцо, крест, форма главы) пришлось обратиться к аналогам.

Учитывая все вышесказанное, правомерным является строительство нового храма из современных материалов по современным технологиям, но с учетом древних традиций (утонение стен собора снаружи на 13 см, вмонтированные горшки (голосники) в кладку, подставы для дверей и рам установленные в процессе кладочных работ, утолщение сводов у пят и др.)

На сегодняшний день храм построен, все трудности позади, позади дебаты – можно ли строить храмы, много было препятствий, вплоть до закрытия строительства, но возродилась красота и вновь вознесся, «главою непокорной» белоснежный храм, предшественник которого был построен в 1540г. в честь Св.Дмитрия Солунского, как «птица феникс» восстал он из пепла и снова обращены к нему глаза и души людей и сияет в их глазах радость. И трепет охватывает душу от того, что смогли вернуть человечеству, казалось бы, на веки утраченное.

Воссозданный собор освящен в честь Державной Иконы Божией Матери.

В 2005г. построенный собор вошел в десятку древних городов России, отмеченных выпуском памятной монеты с изображением храма (Рис.8)

И еще хочется сказать, что церкви на Руси строили «всем миром» и в возрождении собора принимали участие многие неравнодушные люди (Рис.9)

Звонят колокола и с надеждой смотрят люди в будущее, не забывая своего прошлого.

 

Рис.8 Рис.9

В работе над проектом принимали участие:

  • Архитектор – А.Конов
  • Искусствовед – М.Дементьева
  • Инженер-электрик – В.Богомолова

Перечень иллюстраций

 

  1. Вид на соборную колокольню, Успенскую церковь и Дмитриевский собор. 1907г.
  2. Вид с северо-востока. 1907г.
  3. План Дмитриевского собора. Реконструкция П.Покрышкина. 1907г.
  4. Фрагменты раскопанных фундаментов. 1989г.
  5. Фрагменты раскопанных фундаментов. 1989г.
  6. Фундаменты Дмитриевского собора (план раскопок и раскоп академика А.Н.Кирпичникова). 1989г.
  7. а) Главка Гдовского Дмитриевского собора. Фото  акад.Покрышкина (начало ХХв.).
    б) Главка восстановленного Гдовского собора. 1999г.
  1. План собора. Проект
  2. Аксонометрия. Проект
  3. Памятная монета
  4. Священник Михаил Женочин со своими прихожанами складывает кирпич для возведения собора.