Доклад

ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА В КОЙВИСТО-ПРИМОРСКЕ

 

У каждого города есть свое лицо, своя визитная карточка. Есть она и у Приморска.

Приморск входит в серию малых городов. Нет у него особых достопримечательностей, это сравнительно молодой город.

Но Приморск (Койвисто) без Кирхи, без ее 60-ти метрового шпиля – это не Приморск.

В Финляндии в ХIХ, ХХ вв. очень сильна была архитектурная школа. Финские архитекторы создавали свой стиль, умело сочетали применение новых конструкций с декоративными элементами архитектуры.

Возросшее самосознание и подъем национально-патриотических чувств подтолкнули финских архитекторов создавать сооружения, отличающиеся высокими художественными качествами.

Северная природа с озерами, гранитными скалами, валунами, сосновыми лесами глубоко волновала финских архитекторов. Им присуще великолепное понимание гранитного камня, широко применяемого в обработке фасадов.

Одна из важнейших черт созданного ими стиля – силуэтность.

Иосиф Даниэл Стенбек (1854-1929гг.) был одним из таких архитекторов и специализировался он на проектировании церквей для провинциальных небольших городков Финляндии.

Построенная кирха в Приморске отражает идеи направления «северного модерна», соединив неоготические черты с выразительностью средневековых форм. При этом сооружение будто вырастает из прекрасной и суровой местности Карельского перешейка, органично вписываясь в нее.

Построенная в 1907г., кирха до 1928г. продолжает украшаться. В это время финским художником Ленкартом Сегерстроле был выполнен великолепный, самый большой в Финляндии витраж в окне западного фасада и эскиз нового алтаря. На южном окне так же был выполнен витраж другим художником – Лаури Вялкке. При посещении Койвисто, вскоре после окончания строительства кирхи, царем Николаем II, лютеранскому приходу была подарена крупная денежная сумма, на которую приход приобрел в Германии орган.

Украшали интерьеры кирхи и 10 хрустальных люстр.

Годы лихолетья пощадили здание. В 1944г, когда советские войска вошли в город, кирха их встретила во всем своем величье. Цел был и орган и скамьи.

Рис.1 Рис.2 Рис.3
Рис.4 Рис.5 Рис.6
Рис.7 Рис.8 Рис.9

После 1944г. территория Финляндии с г.Койвисто была присоединена к Советскому Союзу. Местное население покинуло город, новые жители, приехавшие из разрушенных войной городов Украины, Белоруссии, России были атеистами. Некому было посещать кирху и стали приспосабливать здание к новым функциям. Сначала кинотеатр, а затем Дом Культуры. Для новой функции нужны были помещения. В кирхе сделали 2 этажа и подшили сводчатые потолки. Теперь ничто внутри не напоминало церковь. Так было нарушено единство формы и содержания.

Следует признать, что неэксплуатируемые здания разрушаются быстро, но здания, эксплуатируемые неправильно, разрушаются зачастую еще быстрее.

Когда в лютеранской церкви Петра и Павла в Ленинграде (я не оговорилась, именно в Ленинграде) был сделан плавательный бассейн, это приспособление нанесло колоссальный урон памятнику. Не говоря об этической стороне, когда в здании церкви, приспособленной под проектный институт, в алтарной части церкви разместили туалеты.

Ведь здания, сохраняемые в настоящее время как памятники архитектуры, строились для определенных целей, определяющихся историческими, экономическими и социальными условиями, в которых эти здания возникли.

Материальная ценность построек уменьшается по мере старения и обветшания, но памятники архитектуры прошлого рассказывают позднейшим поколениям об истории своей стороны, устанавливают прочную связь между прошлым и настоящим, позволяя людям будущего времени непосредственно соприкоснуться с прошлым в его лучших созданиях. Творения своего времени, памятники архитектуры, неповторимы и уже, поэтому должны сохраняться. Часто их ценность повышается благодаря их градостроительному значению, потому что они не только красивы сами по себе, но делают красивыми города, наделяя их индивидуальным историко-художественым характером.

Рис.10 Рис.11 Рис.12 Рис.13 Рис.14 Рис.15 Рис.16

Сегодня нет больше Советского Союза, наша страна стала религиозно терпимой. И хотя церковь все еще отделена от государства, но принят закон о возврате церковной собственности конфессиям. Кирха в Приморске - памятник регионального значения, значит, он может быть передан лютеранскому приходу.

А значит, исчезнет перекрытие, раскроются своды, внутренний объем будет соответствовать наружной форме.

По сохранившимся подлинным чертежам станет возможным возродить этот памятник архитектуры. Человеческое общество развивается. На смену безумию войн и разрушений приходит дружба и радость созидания.

В здании кирхи, в возрожденных интерьерах, возможно совмещение функций церкви и концертного зала (при возрождении органа), как это сделано в Домском соборе в Риге, а так же размещение краеведческого музея.

Для того, чтобы восстановить кирху, необходимо прежде выполнить ряд мероприятий:

  1. Выполнить архитектурный обмер здания
  2. Провести тщательные исследования состояния конструкций
  3. Выполнить химико-технологические исследования.
    Этот пункт особенно важен, т.к. конструкции здания поражены грибком, который развился за последний период. Споры грибков очень опасны для здоровья человека, поэтому так важно убрать из здания дом культуры и сделать тщательную обработку его конструкций, т.к. они интенсивно разрушаются.
  4. Выполнить проект реставрации

Наше общество находится на новом витке возрождения духовности, хочется верить, что вновь над Финским заливом зазвонит колокол, зазвучит органная музыка, засияет крест на высоком шпиле кирхи.

Архитектура аполитична, памятники архитектуры принадлежат всему мировому сообществу.

100-летнее здание кирхи должно стоять не одно столетие, должно нести веру.

С надеждой будут люди смотреть в будущее, не забывая своего прошлого.

Рис.17 Рис.18 Рис.19

 

Перечень иллюстраций:

 

Чертежи Иосифа Даниэла Стэнбека

  1. План кирхи.1907г.
  2. План кирхи. Вариант
  3. Главный фасад
  4. Восточный фасад
  5. Южный фасад
  6. Фрагмент главного фасада
  7. Поперечный разрез
  8. Продольный разрез
  9. Деталь кафедры
  10. Праздничный орган – подарок царя Николая II-го
  11. Орган. Фото 1928г.
  12. Интерьер. Фото 1928г.
  13. Витраж и алтарь. Фото 1928г. Художник Леннарт Сегерстроле
  14. Интерьер. Фото 1944г.
  15. План I-го этажа. Реконструкция под дом культуры
  16. План II -го этажа. Реконструкция под дом культуры
  17. Современное состояние. 2006г. Фото И.А.Хаустовой
  18. Северо-западный фасад
  19. Северный фасад
  20. Юго-восточный фасад. Поражение штукатурного слоя
  21. Интерьер 2-го этажа. Поражение штукатурного слоя
  22. Памятник «Парус и Крест», установленный в 1992г. Финский скульптор Айло Сало

Данные материалы использованы с разрешения дирекции музея г.Приозерска.

Статья опубликована в материалах научной конференции, 2004г. «Кирха в Койвисто-Приморске: прошлое, настоящее, будущее…»

  Рис.20 Рис.21 Рис.22