Круглая башня, г.Выборг

Основные положения по реставрации и использованию крепостей

 

Пример прекрасного использования бывшей боевой башни (1923 г., финский архитектор Уно Уллберг).

Круглая башня г. Выборга - это памятник средневековой фортификации со сложной и славной боевой историей, сегодня выполняет сугубо мирную и нужную людям функцию.

Перелом в ее использовании наступил в 1923 г., когда была осуществлена идея приспособить башню под ресторан 1. Несколько лет ушло на то, чтобы воплотить проект в жизнь. Необходимо было получить разрешение у Выборгского магистрата и археологической комиссии, выполнить детальные обмерные чертежи, исследовать сохранившиеся в Швеции крепости времен Ваза, собрать необходимые средства и, наконец, выполнить чертежи по приспособлению. И только после основания Акционерного общества Выборгским Техническим клубом, которое арендовало у города башню на 30 лет, идея получила реальное воплощение. Горожане поддержали новое использование башни, хотя и звучали осуждающие голоса: «не оскорбительно ли для боевой башни превращение ее в увеселительное заведение».

Но можно только восхищаться с каким тактом, пониманием исторического военного значения данного фортификационного сооружения выполнено насыщение интерьеров нового использования башни. Даже внешний облик и ориентация входа в ресторан согласованы и увязаны проектом с боевым назначением башни.

К середине 1470 г. крепостная стена вокруг города уже обветшала. Шведское государство было обеспокоено возможным нападением со стороны Руси, поэтому встал вопрос о необходимости строительства нового укрепления.

В этот период наиболее прогрессивным стало строительство отдельно стоящих круглых башен-барбаканов, связанных с крепостной стеной переходом (Рис. 29). Башни принимали на себя защиту городских ворот, не подпуская неприятеля к стенам города. Шведским королем Густавом Ваза из Германии был приглашен известный фортификатор Ханс Берген, который и возглавил строительные работы. Было задумано построить несколько таких башен-ронделей, но осуществленной оказалась только Круглая башня у Скотных ворот, построенная за 3 года (1547-1550 гг.).

Итак, выдвинутая за стены города Круглая башня встречала врага бойницами в 3-х ярусах. Со стороны города (для примыкания галереи) стена Круглой башни в плане была спрямлена.

Эту особенность и подчеркнул Уно Уллберг в своем проекте. Вход в башню со стороны города акцентирован порталом скромного рисунка (Рис. 30).

На протяжении 2-х столетий (ХVI-ХVII в.) башня являла врагу свои блестящие боевые качества.

С середины ХVIII в. начинается период обветшания и постепенного старения боевой башни. Охраняемые границы города отодвинулись, башня оказалась в центре развивающегося города. Несколько раз предпринимались попытки снести ее, но судьбе было угодно сохранить этот уникальный образец фортификации.

Рис.29 Рис.30 Рис.31 Рис.32 Рис.33 Рис.34

Так хорошо или плохо, что в умах передовых выборжан в 1920-х г. созрел план вдохнуть новую жизнь в старое, но не дряхлое тело боевой башни, ибо долговечность здания обусловлена его непрерывным использованием. Неспособность трансформации здания приближает его гибель, либо физическую (разборка, разграбление), либо духовную (омертвение). Человек, как элемент исторического процесса в развивающемся городе, должен иметь прочную связь со своим историческим прошлым.

Сохраняясь в веках, утратив свою первоначальную функцию, Круглая башня должна была быть включена в современный быт города. Ее объем насыщен историей, она является носителем прошлых времен, помнит войны, кипевшие вокруг нее, пожары, революции. Архитектор Уно Уллберг безусловно справился с этой задачей, придав интерьерам ресторана историческую окраску. Здесь достаточно гибко применен принцип, обеспечивший синтез нового и старого. При этом современники отмечали, что в воплощенном проекте нет излишней детализации, излишней чувствительности, нет никаких исторических форм, которые были бы похожи на театральные декорации, а есть благородная простота, которая будит воображение.

Характерно, что о своем проекте Уно Уллберг говорит так: «О реставрации в истинном значении слова вопрос не стоял, т.к. внутренняя часть башни была оборудована для совершенно новой цели. Поэтому и не стояло задачи придать башне ее прежний вид, хотя при реставрации мы старались сохранить многие старые исторические формы».

15 апреля 1923 г. в башне открыли ресторан, для этого в I ярусе был устроен вестибюль с росписью на потолке и стене (Рис. 32), на II ярусе размещен банкетный зал в стиле ренессанса с расписными деревянными панелями (Рис. 33), серебряный зал для заседаний Технического клуба и обеденный зал на 150 мест с росписью на стенах и потолке (Рис. 31).

Открывшаяся взорам посетителей роспись обеденного зала в интерьерах башни, рассказывала об исторических этапах жизни города, погружая в славное прошлое, учила сопереживанию (Рис. 31).

Пришедшие повеселиться в Круглую башню, должны были с должным почтением проникнуть в ее историю, для того, чтобы познать себя и свое место в этом вечном движении, ибо архитектура всегда содержит эмоциональную окраску, зависящую от определенного мировоззрения общества разных эпох. Для того чтобы посетитель почувствовал себя сопричастным историческому прошлому, архитектор в небольшом помещении (в печуре бойницы) разместил экспозицию музея, где представлена была история создания башни и археологические находки, найденные при строительных работах.

После войны в башне разместили склад. Интерьеры ресторана были повреждены, рисунки забелены.

В 1975 г. в Круглой башне вновь разместился ресторан с частичным восстановлением интерьеров (Рис. 31, 34).