Ивангородская крепость

Основные положения по реставрации и использованию крепостей

 

Летописная дата основания крепости - 1492 г. Существующий крепостной ансамбль - это живущий во времени организм, и формировался он постепенно на протяжении примерно 100 лет. Все годы своего существования крепость была пограничной, и еще в начале ХХ века сохранность всех элементов крепости была хорошей. В годы Великой Отечественной войны памятнику был нанесен огромный урон: из 11 башен взорваны 6, разрушены участки стен, разрушены и сожжены почти все внутрикрепостные постройки (Рис. 2, 3, 6, 8, 12, 13).

Крепость Ивангород – сложный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких разновременных частей (Рис. 1 а, б, в):

  • 1492 г. – четвероугольная крепость, Большой Боярший город;
  • 1507-1550 гг. – Передний город, Замок и коренная реконструкция - надстройка всей крепости;
  • 1580-е гг. – Горнверк;
  • ХVII в. – Арсенал.

 

Почти весь период своего существования крепость была порубежной и противостояла Нарвскому Замку, отличаясь от него распластанной структурой с равнозначными башнями (Рис. 4).

В 1972 г. были разработаны проектные предложения по всему ансамблю крепости. С 1974 г. начаты комплексные исследования. Суть проекта – это рациональное сочетание приемов консервации (там, где нет достаточно веских оснований для реставрации), реставрации и воссоздания элементов архитектурного комплекса, определяемых степенью их ценности, сохранности и историко-архивной обоснованности (Рис. 5).

Рис.1а Рис.1б Рис.1в Рис.2 Рис.3

Основными положениями проекта реставрации являются:

  1. Воссоздание целостного ансамбля крепости. Время, на которое ориентирована реставрация (1728-1756 гг.), наиболее полно отражено в обмерно-фиксационных исторических чертежах, расположение двух когда- то враждебных крепостей в непосредственном соседстве, разделенных рекой, является уникальным. Это обстоятельство обусловило необходимость восстановления тех разрушенных башен, взорванных фашистами, которые обращены к реке Нарове и к шоссе С.-Петербург – Таллинн (Рис. 2, 3).
  2. Если воссоздание наружного облика взорванных башен возможно на основании исторических чертежей и фотографического материала ХIХ– нач. ХХ вв., поддержанное натурными изысканиями, что является вполне обоснованным, то воссоздание интерьеров только по грешащим неточностями чертежам недостаточно убедительно. Поэтому, чтобы избежать авторской докомпановки, предлагается стены несохранившихся верхних ярусов не восстанавливать на всю толщину, а ограничиться той толщиной, которую имели зубцы верхнего яруса (90 см). Этим достигается увеличение экспозиционных площадей верхних ярусов башни (Рис. 10).
  3. Две, разрушенные в верхних своих частях, башни восточного фасада крепости, играющие меньшую градообразующую роль, предлагается законсервировать, но оставить в виде руин.
  4. Башни «Четвероугольной» крепости (1492 г.) сохранились на 2 яруса в виде руин. На чертежах ХVIII в. они уже показаны в руинированном состоянии.

 

Видимо, потеряв свое боевое значение, этот объект ансамбля перестал подвергаться ремонтам. Сохранение его возможно только при проведении консервационных работ.

Но исторические здания и ансамбли необходимо сохранять не в качестве мертвого облика, а как обогащающий нашу жизнь живой организм, поэтому в 1982 г. была разработана концепция музеефикации. Основным принципом этой концепции является использование отреставрированных или воссозданных объектов крепости.

Рис.4 Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8

Сохранившиеся крепостные башни, определенные к реставрации, используются как объекты музейного показа. Экспозиция в них подчинена интерьерам боевых башен. Воссоздаваемые башни Замка предлагаются под экспозицию, не связанную с интерьерами боевых башен, но требующую больших площадей. Воссоздаваемые башни Переднего города предназначаются под бытовые и общественные нужды музейного обслуживания. Руинированные восточные башни предлагается сохранить как памятники, связанные с Великой Отечественной войной (Рис. 7, 9, 10).

Два каменных пороховых погреба предназначаются под служебные, научные и административные отделы музея.

Пришла пора отказаться от идеи чистой музеефикации таких комплексов, как крепость Ивангород. Музей в привычном понимании - это экспозиции, которые можно только смотреть, проходя шеренгой и не трогая руками, таким образом экспонируются подлинные вещи. Но, может быть, лучше не бояться делать муляжи и игровые площадки, где дети могут играть, познавая славное историческое прошлое своей Родины. Здесь можно было бы проводить уроки истории, давая детям потрогать пушки, ружья (макеты) и другие предметы быта. Возможно, устроить лучной тир и другие игровые комплексы.

Необходимо впустить в крепость организованную торговлю. Можно было бы создать макеты домов внутри крепости (проведенная археология дает их плановые размеры), и в них изготавливать сувениры, предлагая их посетителям крепости. Таким образом, создалась бы живая среда средневекового города, а не музейная экспозиция.

К 1989г. были выполнены почти все работы первой очереди: завершена реставрация Успенской и Никольской церквей, воссозданы шатровые покрытия и проведена реставрация на четырех сохранившихся башнях (Воротной, Набатной, Провиантской и Широкой) (Рис. 11).

Проведены реставрационные работы по фасадам крепости, обращенным к Нарвскому шоссе и Нарвскому замку. Выполнены реставрационные работы на взорванных башнях (Наместника, Длинношеей, Колодезной и Пороховой). Чтобы ограничить количество недостаточно обоснованных авторских докомпоновок, утраченные верхние ярусы этих башен решено было не возводить, а законсервировать на высоте сохранившихся объемов.

Рис.9 Рис.10 Рис.11 Рис.12 Рис.13