Крепость Корела

Основные положения по реставрации и использованию крепостей

 

Крепость Корела была основана новгородцами в 1310 г. на небольшом острове. Первоначально крепость была деревянной, но во второй половине XIV в., в период интенсивного строительства, проводившегося Великим Новгородом для укрепления северо-западных границ, крепость была усилена возведением каменной башни. В 1580 г., в период Ливонской войны, шведы взяли Корелу, и на следующий год ими уже было начато строительство крепости нового типа.

Новая крепость состояла из валов с площадками для пушек и бастионов. При ее возведении вся территория острова была подсыпана на значительную высоту (около 1,5 м) и, таким образом, остатки сгоревших стен русской крепости оказались погребенными глубоко под землей. С 1581 г. началось строительство двух каменных построек, сохранившихся до настоящего времени: Круглой башни и Старого арсенала. Вскоре валы крепости были облицованы камнем (Рис. 39).

В ходе Северной войны в 1710 г. русские войска взяли крепость, и до 1809 г. она сохраняла определенное военное значение.

На территории Ленинградской области Корела – единственная крепость бастионного типа с одной башней, дошедшая до нашего времени без особенных искажений, и поэтому она должна превратиться в своеобразный экспонат, который отражает определенную эпоху в оборонном зодчестве.

В 1976 г. были разработаны «Проектные предложения по ансамблю крепости Корела», в которых авторским коллективом обоснована методика, позволяющая сохранить основные объемы крепости в дошедшем до нашего времени виде с воссозданием покрытий отдельных элементов крепостного ансамбля, зафиксированных историческими чертежами.

Кроме того учитывалось то, что на территории крепости размещен краеведческий музей, требующий новых экспозиционных площадей, поэтому все имеющие помещения объекты необходимо было подвести под кровлю (Рис.40).

Рис.39 Рис.40 Рис.41 Рис.42 Рис.43 Рис.44

Основные реставрационные работы проектом ориентированы на конец XVIII в., как на период наиболее подробно отраженный в исторических чертежах. На более ранний период достаточным количеством исторических источников мы не располагаем. Подробные описания, многочисленные фиксационные и проектные чертежи XVIII в., дают возможность составить достаточно полное представление об облике сооружений крепости и их покрытий. Однако, ансамбль крепости представлен в его историческом развитии: так новгородский период должен был быть показан вскрытой археологически башней XIV в., прорисованной на поверхности земли. На сегодняшний день закончены реставрационные работы по Старому арсеналу и Круглой башне. Проведены работы по реставрации куртин и бастионов. Новый арсенал сохранился в своем полном объеме и используется музеем под экспозицию (Рис. 42, 44).

Особое внимание при работе было обращено на Круглую башню, по которой в 1952-1962 гг. были проведены реставрационные работы арх. А. А. Драги (Рис. 41).

При реставрации данного памятника основной принцип методики в 1960-е годы был нарушен, что привело к ряду ошибок. Так, например, без проведения археологических раскопок и глубоких историко-архивных исследований Круглая башня, заложенная в 1582 г. в период шведского владычества, была ошибочно принята за башню русской крепости («костер посадника Якова»), упомянутую в летописи под 1364 г. Проект реставрации с воссозданием шатра был выполнен на этот период и в 1965 г. осуществлен в натуре. В 1972-73 гг., в ходе археологических раскопок, рядом с Круглой башней было обнаружено основание другой башни, к которой с двух сторон примыкали деревянные стены. Именно это и был «костер» 1364 г.

В ходе проведения в 1972-1979 гг. историко-архивных, археологических и натурных исследований была выявлена ошибочность принятых ранее решений. Итоги исследований определили выбор методики реставрации и оптимального облика ансамбля (Рис. 42, 44).

В 1970-х гг. высокий деревянный шатер, выполненный в 1962 г. сгорел. Проект нового покрытия Круглой башни был выполнен по историческим чертежам 1582г. На Старом арсенале была запроектирована черепичная кровля (Рис. 44).