Этапы разработки проекта реставрации

 

Ленинградская область богата памятниками оборонного зодчества (Ладога, Копорье, Орешек, Корела, Ивангород, Ям, Выборг). Крепости дошли до настоящего времени в различном техническом состоянии.

Одни вплоть до Великой Отечественной войны служили делу защиты земли русской (таковы Орешек, Ивангород) и сильно пострадали во время боев, другие давно потеряли свое боевое значение, т.к. оказались уже не пограничными и подверглись разрушениям. Так, в ХVIII в. были частично засыпаны, как утратившие свое боевое значение, крепости Ям и Старая Ладога. Фортификационные сооружения Выборга, попавшие в условия интенсивно развивающегося города, в основной своей массе оказались разобраны или включены в жизнь с новой функцией (таковы фортификационные сооружения Выборга: башня Ратуши, превращенная в ХVIII в. в колокольню и Круглая башня, приспособленная под ресторан в 1924 г.). Больше всех повезло крепости Копорье. Потеряв боевое значение в середине ХVIII в., крепость подверглась только временным разрушениям, сохранив все свои башни и стены почти на всю высоту.

Разная значимость крепостных ансамблей в современной городской или поселковой застройке, обеспеченность историко-архивными материалами и степень сохранности памятников обусловили различные проектные решения.

Современный уровень методики исследований, реставрации и музеефикации памятников архитектуры требует комплексного многолетнего изучения ансамбля, причем каждый вид исследований является составляющей частью процесса, предшествующего разработке проекта реставрации. Однако, было бы в корне неправильно оставлять ансамбли крепостей на все время исследований без проведения реставрационно-консервационных работ. Поэтому необходимо установление строгой очередности в разработке проектов и осуществлении их в натуре. Выбор метода консервации, реставрации или воссоздания во многом зависит от градостроительной значимости памятника, интенсивности его строительной жизни (перестройки, достройки) и возможности современного использования.

Силами авторского коллектива института «Спецпроектреставрация» с 1970-х годов были проведены исследовательские работы почти по всем крепостям области и разработаны проектные предложения по ансамблям крепостей, т.к. существовавшая ранее методика восстановления отдельных башен была признана недостаточно оправданной и привела к ряду дорогостоящих ошибок, зачастую исказивших облик крепостей.

Разработка проектных предложений включает в себя три раздела:

  1. Графические реконструкции на основные этапы строительной жизни памятника, выполненные на основании историко-архивного и натурного материала, и являющиеся их осмыслением.
  2. Анализ современного состояния памятников, входящих в ансамбль, определение степени их аварийности.
  3. На базе всего отработанного материала – выбор методики.

 

Необходимо комплексное изучение ансамбля, где каждый вид исследований является составляющей частью процесса, предшествующего разработке проекта реставрации. Нарушение данного принципа приводит к неизбежным ошибкам, авторы стремятся как можно скорее довести отдельные элементы ансамбля до полного объема, т.е. воссоздать, а не ограничиться консервацией сохранившегося. Подход к реставрации не всегда однозначен. На некоторых памятниках необходимо на какой-то срок ограничиться консервационными работами (так были проведены консервационные работы на Никольской и Успенской церквях и Широкой башне Ивангорода, башне Ратуши в Выборге, спасших памятники от значительных утрат). На других объектах, не требующих столь длительных исследований, возможно проведение сразу реставрационных работ.

В выборе методики реставрации играют роль многие факторы. И, в первую очередь, достоверность обоснований, т.е. наличие историко-архивных и натурных данных. Если присутствуют оба фактора, то можно говорить о научной обоснованности проекта реставрации.

Исключительно важной и тесно связанной с реставрацией проблемой является использование памятников архитектуры. Кроме ценности художественной или исторической, большинство памятников архитектуры представляет собой ценность материальную. Поэтому их эффективное использование является немаловажным экономическим фактором. Наконец, если памятник правильно используется, то его сохранение, ремонт, реставрация не представляют больших затруднений.

Естественно, характер использования в каждом отдельном случае должен решаться особо, в зависимости от специфики памятника с учетом прежних его функций.

При выборе способа использования обязательно соблюдение трех требований:

  1. Приспособление памятника ни в коем случае не должно наносить ему ущерб, как с художественной, так и с технической стороны;
  2. Приспособление должно предусматривать возможность ознакомления с памятником достаточно широкому кругу любителей и туристов;
  3. Новое использование должно максимально соответствовать объемно-планировочной структуре здания.

 

Памятник должен жить современной жизнью и в то же время сохранять свой неповторимый колорит.

Только постоянное обновление жизни может сохранить старые ансамбли, обеспечить необходимый уход за ними и способствовать их длительному воспитательному воздействию на людей. Давно известно, что памятники, не используемые или используемые плохо, быстрее разрушаются, а, следовательно, их воспитательное значение сводится на нет.

Тщательное изучение прежних функций зданий – непременное условие при разработке проектов их приспособления к современным нуждам. Исторические ансамбли необходимо сохранять не в качестве мертвого объекта, а как обогащающий нашу современную жизнь живой организм.

На первый взгляд, лучшим способом обеспечить сохранность памятнику – это его музеефицировать. Но, даже в исторических городах нельзя решить проблему охраны созданием заповедных зон, ибо город живет современной жизнью, и увязывание памятников с современным их использованием является самым действенным способом охраны архитектурного наследия.

Наилучший путь возрождения памятника – это сохранение или возвращение первоначальной функции. Хотя значительное большинство сооружений потеряло свою первоначальную функцию, и вернуть ее им невозможно, реально подобрать современное правильное и целесообразное применение памятникам архитектуры, без ущерба для их историко-культурной ценности. В полной мере это относится к крепостям.

Приведу несколько примеров разработки проектных предложений и проектов приспособления по некоторым крепостям Ленинградской области. Все эти проекты были разработаны авторским коллективом института «Спецпроектреставрация» г. С.-Петербурга.

Возвращение былого вида древней крепости – сложный творческий процесс. Памятник, как документ эпохи, должен быть прочтен и всеобъемлюще изучен. Исследование его велось в трех направлениях: историко-архивном, натурном и археологическом.

Летописные и архивные сведения - это та канва, на которую ложится проект реставрации. Сохранившиеся изображения крепостей позволяют судить об их внешнем облике в различные периоды, но гравюры Олеария, шведские чертежи ХVII в., в большинстве своем страдают условностью изображения, излишней упрощенностью и не могут служить единственной основой для обоснования реставрации.

Более подробными являются чертежи ХVIII в., имеющие большее количество размеров, но и они при сравнении с натурой грешат зачастую серьезными ошибками.